Функциональная схема автоматического навигационного устройства АНУ-ІА
На рис. 216 изображена функциональная схема координатора АНУ-1Л, в котором местоположение самолета определяется автоматическим решением уравнений (2.41).
Входными параметрами координатора являются величины: путевая скорость lFi, угол сноса, угол карты ‘F, истинная воздушная скорость V, скорость U и направление б ветра.
Система работает в трех режимах: в режиме измерения путевой скорости с помощью допплеровского измерителя скорости иг — ла сноса (ДИСС), в режиме фиксированной памяти параметров ветра после выключения ДИСС, в автономном режиме с неавтоматическим введением параметров ветра.
Принцип построения ДИСС, служащего для измерения путевой скорости и угла сноса, основан на эффекте Допплера.
Пусть самолет летит горизонтально с путевой скоростью W (рис. 217) и угол сноса его<р = 0.
Антенна, расположенная под углом у (рис. 217, а) к горизонтальной плоскости самолета, излучает радиоволны с частотой /о- Относительно точки А земной поверхности антенна имеет радиальную скорость WP=W cos у. Поэтому частота принимаемого
сигнала отличается от частоты излучаемого сигнала на величину допплеровского сдвига частот
F*= <>’ <2-42>
где с — скорость распространения радиоволн.
Ввиду того что скорость с много больше скорости IFp, то уравнение (2.42) можно записать:
Дд = Ц* IFp, или Дд = Ц-° — W-costo — (2.43)
Если самолет летит с углом сноса а (рис. 217, б) и луч антенны развернут относительно его продольной оси на угол 0, то
Дд = •UT-cosY-cosfe —9),
откуда
W = 2/0 • cosy • cos(0—9) ’ (2-44)
Причем можно изменять угол 0 антенны так, чтобы получить равенство 0=ср, при котором величина Дд будет максимальной. Это в свою очередь повышает точность определения величины скорости W. Кроме того, точность может быть повышена применением двух антенн с постоянным углом раствора между ними.
На рис. 217 представлена блок-схема допплеровского измери
теля путевой скорости. Следящей системой антенны А1 и А2 вращаются до тех пор, пока допплеровские сдвиги частот Дді и Fpz обоих антенн не станут равными. Биссектриса угла антенн при этом будет направлена по вектору путевой скорости W самолета.
На выходе потенциометра П1 напряжение U1 будет пропорционально величине угла сноса <р, а на выходе П2 напряжение пропорционально величине угла антенн Q1 или 02.
В вычислительном устройстве напряжения U1 и U2 реализуют •формулу (2.46).
Таким образом, рассмотренный измеритель является датчиком путевой скорости U" и угла сноса ср.
U-i л? •/? Рис. 217. Определение путевой скорости методом, основанным на эффекте Допплера: а — треугольник скоростей в вертикальной плоскости; б — то же, в горизонтальной плоскости; в — блок-схема допплеровского измерителя путевой скорости |
Навигационный координатор АНУ-1А в режиме измерения путевой скорости W решает уравнения (2.39 и 2.40).
С датчика 5 компаса и с задатчика 7 угла карты сигналы поступают на суммирующее звено 6 (см. рис. 217). Выходной сигнал звена 6 и сигнал о величине угла сноса ср от ДИСС суммируются в звене 12.
На синусно-косинусном потенциометре 16, 17, 15, 18 формируются функции COS (ф—фк—фс) и sin (Ф—фк—фс), К0Т0рЬІЄ здесь же умножаются на напряжение, пропорциональное скорости W, подводимое к потенциометру от ДИСС. Поэтому на выходных звеньях 15 и 18 получаются напряжения, пропорциональные — составляющим Wx и Wz скорости полета для данного момента времени. Эти напряжения затем поступают на соответствующие электродвигатели интегрирующих механизмов Sx и Sz.
Одновременно на второй синусно-косинусный потенциометр 4 и 8 поступают напряжения от датчика 1 истинной воздушной скорости V и звена 6. На выходе звеньев 4 и 8 потенциометра возникают напряжения, пропорциональные составляющим Vx и VT скорости полета.
На выходе запоминающих устройств 11 и 13 после осуществления операций вычитания Wx—Vx и Wz—Vz получаются сигналы составляющих Ux и Uz скорости ветра.
При отказе по каким-либо причинам ДИСС загорается лампочка Л и срабатывают реле 1Р и 2Р, которые отключают запоминающие устройства 11 и 13 от звеньев 4 и 15, 8 и 18 так, что в них остаются зафиксированными значения составляющих Ux и (Л, вычисленные к моменту отключения ДИСС (режим «памяти»). Последние суммируются со значениями Vx и Vz в сумматорах 10 и 14. В результате на выходах сумматоров 10 и 14 получаются сигналы составляющих Wx и Wz путевой скорости полета. Следует заметить, что в режиме «памяти» координатор обеспечивает решение уравнений (2.42 и 2.43).
При длительном полете с выключенным ДИСС в режиме «память» увеличивается погрешность показаний координатора, так как при этом не учитываются изменения параметров ветра во времени п по маршруту полета. В этом случае следует включить координатор на автономный режим переключателем П. Тогда реле ЗР отключает от электродвигателей 19 и 20 выходы звеньев 10 и 14, 15 и 18 и подключает к ним выходы суммирующих звеньев 3 и 9.
Скорость LJ и направление б ветра периодически вводятся вручную с помощью задатчика ветра 25, 28.
На синусно-косинусном механизме 22, 23 формируются сигналы cos (б—Vn) и sin (6—Ч’„). С выходов множительных устройств 21 и 24 получаются составляющие Ux и Uz. После суммирующих устройств 3 и 9 через замкнутые контакты ЗР полученные значения составляющих №х и Wz подводятся к электродвигателям интегрирующих механизмов Sx и Sz указателя координат.
В координаторах типа НИ-50 функциональная схема включает те элементы, которые участвуют в работе АНУ-1А в автономном режиме.
Более простой по принципу действия и устройству автономной навигационной системой является навигационный индикатор НИ-50, функциональная схема которого выключает лишь те элементы, которые участвуют в работе АНУ-1А в автономном режиме.